Skip to content
Новости О некоторых вопросах, возникающих у правообладателей земельных участков, не использующих их по целевому назначению
Печать
10.09.2018 13:26
О некоторых вопросах, возникающих у правообладателей земельных участков, не использующих их по целевому назначению
       
При рассмотрении Управлением Россельхознадзора по Курганской области административных материалов, связанных с нарушением земельного законодательства на земельных участках сельскохозяйственного назначения, у правообладателей данных участков возникают вопросы, на которые постараемся дать ответ в настоящей статье.
Итак, один из первых вопросов: требования каких нормативно -  правовых актов нарушают правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения не используя свои наделы по их целевому назначению?
Ответ: неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения и как следствие зарастание его многолетней сорной и древесно кустарниковой растительностью, является нарушением требований, установленных ст. 13, 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального Закона от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», требований об обязательном использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также не проведение обязательных мероприятий, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации и направленных на предотвращение зарастания земельного участка многолетней сорной и древесно кустарниковой растительностью.
Вопрос: что подтверждает факт неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения?
Ответ: факт наличия многолетней сорной и древесной растительности на земельном участке. Отсутствие следов использования земельного участка, таких, как обработка сельскохозяйственными орудиями, выкашивание травостоя (пожнивные остатки и стерня отсутствуют), отсутствуют признаки выпаса сельскохозяйственных животных, а также иных видов использования земельного участка для производства сельскохозяйственной продукции.

Вопрос: как определяется ответственность за неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в долевой собственности? 
Ответ: если земельный участок в равных долях, на пример 1/2 доля на каждого принадлежит гражданам, которые не разграничили свои права по взаимной договоренности с указанием конкретного местоположения своей части данного земельного участка, следовательно, в каждом см2 данного земельного участка располагается доля (1/2) каждого из собственников, право на которую влечет выполнение обязанностей, установленных земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 13, 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, а также ст. 8 Федерального Закона от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков сельскохозяйственного назначения обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, способами, не допускающими качественного ухудшения сельскохозяйственных угодий, в том числе, с соблюдением норм и правил противопожарной безопасности.
Сроки проведения тех или иных мероприятий, в том числе, агротехнических ограничиваются продолжительностью вегетационного периода, в зависимости от природно климатических условий каждого календарного года, а не трех летним циклом.
Вопрос: какая административная ответственность предусмотрена за неиспользование земельного участка?
Ответ: в связи с неиспользованием земельного участка сельскохозяйственного назначения, и невыполнением обязательных требований, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП Российской Федерации образуется в результате действий или бездействий правообладателя земельного участка, повлекших не только водную или ветровую эрозию, но и возникновению иных процессов ухудшающих качественное состояние земель, которое определяется не только степенью плодородия почв, но и уровнем отдачи используемых сельскохозяйственных угодий, который зависит от иных факторов, в том числе наличия сорной растительности, запасов влаги и питательных веществ в почве, максимальное количество которых содержится на полях, обрабатываемых по типу чистого пара, то есть при полном отсутствии сорной растительности.
Наличие древесной растительности и непринятие мер по предотвращению дальнейшего зарастания земельного участка данной растительностью, которое достигается, в том числе, путем ежегодного выкашивания травостоя, приводит в конечном итоге к невозможности использования сельскохозяйственных угодий по целевому назначению без проведения мероприятий по рекультивации и коренному улучшению земель, а так же, возникновению пожароопасной ситуации.
Данные мероприятия в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 г. №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» обязан проводить собственник нарушенного (не пригодного для сельскохозяйственного использования) земельного участка или части его за счет собственных сил и средств в соответствии с проектом рекультивации. Выпиливание или вырубка древесной растительности и оставление пеньков без раскорчевки не приводит земельный участок сельскохозяйственного назначения в состояние пригодное для сельскохозяйственного использования.
Вопрос: влияет ли недостаток финансовых средств на принятие решения об административном наказании?
Ответ: отсутствие или недостаток финансовых средств, для проведения вышеуказанных мероприятий не является основанием для прекращения дела об административном правонарушении, но в соответствии с требованиями ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП Российской Федерации, может учитываться при установлении размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП Российской Федерации.
Вопрос: есть ли официально утверждённый список сорных растений?
Ответ: Постановлением совета министров РСФСР от 18.05.1962 г. № 698 «Об усилении борьбы с сорными растениями» (на сегодняшний день документ в силе) определены способы борьбы с сорной растительностью, а так же список сорных растений, наиболее распространенных на территории РСФСР, в состав, которого входят, в том числе, иван-чай и другие сорные растения.
Требованиями вышеуказанного Постановления должностные лица  территориального Управления Россельхознадзора обязаны руководствоваться на основании приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 17.10.2016 г. № 744 «Об утверждении Перечня правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по государственному контролю (надзору) и Порядка его ведения».
Вопрос: какие должностные лица уполномочены составлять протокол об административном правонарушении?
Ответ: на основании требований ч. 1 ст. 28.3 КоАП Российской Федерации, в соответсвии с приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 02.05.2012 г. №220 «О перечне должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальных Управлений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» данные действия имеет право осуществлять, в том числе, и государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора.