Skip to content
Предпринимателям Вопрос - Ответ

Самые распространенные вопросы, адресованные специалистам Управления Россельхознадзора по Курганской области

 

Согласно  Решению Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе" и Решению Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 342 "О  вопросах в сфере ветеринарного контроля (надзора) в Таможенном союзе" перемещение подконтрольных товаров с территории одной Стороны на территорию другой Стороны (далее – перемещение между Сторонами), разрешается организациям и лицам, осуществляющим производство, переработку, транспортировку и (или) хранение подконтрольных товаров, включенным в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку, транспортировку и хранение товаров, перемещаемых с территории одной Стороны на территорию другой Стороны (далее – Реестр предприятий таможенного союза).
Для того чтобы Ваше предприятие включили  в Реестр предприятий таможенного союза  необходимо обратиться в Управление ветеринарии субъекта РФ, в зоне ответственности которого Вы осуществляете свою деятельность, с ходатайством о включении  предприятия в Реестр Таможенного союза. Управление ветеринарии даст разъяснения по дальнейшим действиям и перечню необходимых документов.
Если Ваше предприятие находится на территории Курганской области,  Вам необходимо обратится в Управление ветеринарии Курганской области, которое находится по адресу: г. Курган ул. Гоголя д.25, тел. 43–10- 30.
Схема внесения в Реестр Таможенного союза организаций и лиц других государств - членов Таможенного союза такая же.


Для того чтобы получить разрешение на ввоз подконтрольного груза нужно обратиться с заявкой в Управление ветеринарии Курганской области, которое находится по адресу: г. Курган, ул. Гоголя, 25, тел. 43-10-30, где будет оформлено ходатайством от главного государственного ветеринарного инспектора Курганской области.


В ходатайстве о ввозе в Российскую Федерацию подконтрольных госветнадзору грузов должны быть указаны следующие сведения:

  1. наименование, юридический адрес и ИНН заявителя;
  2. наименование поднадзорного груза и его код (4 первых знака) в соответствии с ТН ВЭД России;
  3. количество поднадзорного груза и единицы его измерения;
  4. страна-экспортер и место происхождения поднадзорного груза;
  5. виды транспорта, которые предполагается использовать при ввозе поднадзорного груза;
  6. пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, через которые планируется ввоз на территорию Российской Федерации и таможенное оформление поднадзорных грузов;
  7. цель импорта (для живых животных – разведение, содержание, продажа, убой на мясо; для кормов и кормовых добавок – виды животных, для которых предназначен корм и кормовые добавки и др.);
  8. пункт назначения на территории Российской Федерации с указанием организации (Организации должны быть включены в Перечень хозяйствующих субъектов Российской Федерации, имеющих необходимые условия для хранения и/или переработки груза)
  9. номер разрешения на импорт животных, их частей и/или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. (далее – СИТЕС), в случае ввоза живых животных, охотничьих трофеев или легко узнаваемой от них части, или производного (деривата), в том числе тех, которые по документам, упаковочному ярлыку или маркировке, или по иным признакам являются или могут являться частями или производными (дериватами) животных, находящихся под угрозой исчезновения и подпадающих под действие СИТЕС;
  10. регистрационный номер лекарственного средства и кормовой добавки, учетная серия и срок действия свидетельства о государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок (при ввозе лекарственных средств для животных и кормовых добавок);
  11. компонентный состав (при ввозе кормов и кормовых добавок);
  12. организация-производитель и страна происхождения (при ввозе кормов и кормовых добавок, лекарственных средств для животных);
  13. порядковый номер в государственном реестре кормов, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы (далее - ГМО), номер свидетельства о регистрации кормов, содержащих ГМО (при ввозе кормов и кормовых добавок, содержащих ГМО).
  14. районы вылова (добычи) водных биологических ресурсов (для водных биологических ресурсов и продукции из них);
  15. иные необходимые сведения, в соответствии с запросом Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации.


Ходатайство о ввозе должно быть подписано главным государственным ветеринарным инспектором субъекта Российской Федерации (лицом, исполняющим его обязанности), на территорию которого планируется осуществить ввоз поднадзорного груза.


К указанному ходатайству прикладываются следующие документы:

  1. при ввозе живых животных и генетического материала - заверенная копия проведенного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии акта комиссионного обследования хозяйства (животноводческих ферм, зообаз, других мест), где планируется размещение (карантинирование) ввозимых живых животных и генетического материала;
  2. при ввозе лекарственных средств для животных и кормовых добавок – копия свидетельства о государственной регистрации лекарственного средства для животных или кормовой добавки;
  3. при ввозе кормов, содержащих ГМО – копия свидетельства о государственной регистрации кормов, содержащих ГМО.


Разрешение на ввоз выдается в пределах заявленного объема на календарный год.
Оформление разрешений на следующий год осуществляется с 1 декабря текущего года.


Срок рассмотрения ходатайства о ввозе и принятия решения о разрешении ввоза в Российскую Федерацию поднадзорного груза или об отказе в выдаче разрешения на ввоз составляет не более 30 дней.


Подконтрольные грузы подлежат перевозке только при наличии ветеринарных сопроводительных документов (ветсвидетельства при экспорте, ветсертификата при импорте). Перевозки между странами СНГ осуществляются по ветеринарным свидетельствам только между государствами - участниками СНГ, подписавшими Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии (Москва, 12 марта 1993 г.), к ним относятся: Россия, Армения, Киргизия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан.

В связи со вступлением России, Казахстана и Белоруссии в таможенный союз подконтрольные грузы с территории одной Стороны на территорию другой Стороны перевозятся в сопровождении ветеринарного сертификата, выданного уполномоченным органом Сторон по единым формам, утвержденным Комиссией таможенного союза. Ввоз, перевозка лекарственных средств, а также кормовых добавок химического и микробиологического синтеза осуществляется без ветеринарного сертификата в сопровождении документа, подтверждающего их качество и безопасность, выдаваемого предприятием-изготовителем, при условии их регистрации уполномоченными органами.


За исключением Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, из всех остальных стран (в том числе из Грузии, Азербайджана, Латвии, Литвы и Эстонии) ввоз подконтрольных грузов в Российскую Федерацию осуществляется по ветеринарным сертификатам.

В связи со вступлением России, Казахстана, Армении, Киргизии и Белоруссии в таможенный союз подконтрольные грузы с территории одной Стороны на территорию другой Стороны перевозятся в сопровождении ветеринарного сертификата, выданного уполномоченым органом Сторон по единым формам, утвержденным Комиссией таможенного союза.


При перевозках грузов в/из страны СНГ ветсвидетельства форм № 1,2,3 подписывает госветинспектор района (города) или уполномоченный им ветврач Управления (отдела) ветеринарии этого района (города) и заверяет печатью Управления (отдел) ветеринарии района (города), а также подписью главного госветинспектора области, города республиканского подчинения или уполномоченного им ветеринарного врача Управления (отдела) ветеринарии области, города республиканского подчинения и печатью Управления (отдела) ветеринарии области, города республиканского подчинения (Инструкция о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденная Межправительственным советом по сотрудничеству в области ветеринарии государств – участников СНГ 22 октября 1998 г., г. Ташкент и Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии ст. 3 от 12 марта 1993г г. Москва).


При ввозе в РФ готовых продуктов животного происхождения (консервы мясные, мясо - растительные, молочные и рыбные, сыры, масло сливочное, маргарины с содержанием животных жиров, топленые кулинарные жиры, сухое молоко. Яичный порошок, детское питание, колбасные и рыбные изделия, готовые мясные изделия, прошедшие термическую обработку, готовые молочные продукты, морепродукты, комбинированные продукты, имеющие в своем составе продукты животного происхождения, пресервы), бульонные кубики и сухие супы быстрого приготовления, а также дегидрированные супы, сухие детские каши, сухое детское питание, готовые изделия из сырья животного происхождения, обработанные заводским способом (дубленные или выделанные меховые шкурки, кожа из шкур всех видов животных без волосяного покрова, дубленые, хромовый полуфабрикат, замша, обработанные перья и пух, изделия из кишок (кроме кетгута из натурального шелка), синюги, пузырей или сухожилий, добавки животного происхождения для использования в пищевой промышленности (альбумин, пептоны, ферменты, энзимы) из государств, благополучных по карантинным болезням животных, в ненарушенной упаковке, изготовленных в соответствии с требованиями стандартов и нормативов на предприятиях государств-экспортеров и при выполнении действующих ветеринарных и санитарных правил и требований государства-участника СНГ, разрешение главного госветинспектора РФ (Россельхознадзора) не требуется.

Также не требуется разрешение при перемещении (перевозке) подконтрольных грузов в пределах таможенной территории таможенного союза.


Разрешение главного госветинспектора РФ не требуется только при ввозе не более двух голов мелких домашних животных, принадлежащих гражданам. Также не требуется разрешение при перемещении в пределах таможенной территории таможенного союза при условии соблюдения ветеринарно-санитарных требований, предъявляемых к конкретному виду животных и утвержденных Комиссией таможенного союза.


О завозе пестицидов и (или) агрохимикатов в хозяйство руководство последнего ставит в известность учреждения Госсанэпидслужбы (Роспотребнадзора), предъявляя при этом санитарно-эпидемиологическое заключение на право получения и хранения пестицидов.
Завоз пестицидов и агрохимикатов в склады, не имеющие санитарно-эпидемиологических заключений на право их получения и хранения, не допускается (п. 3.21 СанПиН 1.2.1077-01)
По вопросам выдачи санитарно-эпидемиологических заключений на право получения и хранения пестицидов необходимо обращаться в территориальное Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора по Курганской области).


Применение пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственном производстве проводится только после предварительного обследования сельскохозяйственных угодий (посевов, производственных помещений) и установления районными специалистами филиала ФГУ "Россельхозцентр» по Курганской области целесообразности их применения. Не допускается обработка пестицидами участков (помещений), не нуждающихся в ней (п. 2.12 СанПиН 1.2.1077-01)


Деятельность юридических и физических лиц по безопасному обращению с пестицидами и агрохимикатами регламентируется:
  • Федеральным законом от 19.07.2007 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;
  • «Государственным Каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ» (официальное ежегодное издание);
  • СанПиН 1.2.1077-01 «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов»


Согласно ст. 8.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц - от 2 000 до 5 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 2 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц - от 10 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.{/typorgaphy}


По общепринятой классификации все пестициды – яды.
Степень ядовитости пестицидов для человека оценивается по его токсичности.
Токсичность - это способность вещества (пестицида) в малых количествах нарушать нормальную жизнедеятельность организма и вызывать его отравление с возможной гибелью. Последствием отравления могут быть уродства в потомстве, образование опухолей, мутации.

Виды хронической токсичности:

  1. Тератогенность – способность вещества вызывать уродства в потомстве;
  2. Канцерогенность – способность ядовитого вещества вызывать опухоли;
  3. Мутагенность – способность вещества вызывать мутации;
  4. Аллергенность – способность вещества вызывать аллергию.

Пестициды могут попадать в организм человека при вдыхании через легкие, через кожу, через слизистые оболочки глаз, при приеме пищи, курении и т.д.

Существует 4 класса опасности:

  1. пестициды 1-го класса опасности не рекомендуются для применения в народном хозяйстве, их использование возможно только в исключительных случаях. Розничная продажа запрещена, работа только подготовленными специалистами;
  2. пестициды 2-го класса опасности применяются только подготовленными специалистами или специалистами, имеющими специальную профессиональную подготовку. Розничная продажа ограничена.
  3. пестициды 3-го и 4-го классов опасности применяются в соответствии с установленными регламентами. При этом запрещена продажа 3-го класса в неспециализированных торговых точках. Пестициды разрешены для применения в личных подсобных хозяйствах против вредителей болезней и сорняков.

Агрохимикаты в основном относятся к 4 классу опасности. Сказать, что они безопасны нельзя, поэтому регламенты их применения и требования безопасности должны соблюдаться так же, как и при применении пестицидов.


Для проведения работ по протравливанию семян применяются только фунгициды (протравители семян), внесенные в «Государственный Каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ».

Применение фунгицидов регламентируется СанПиН 1.2.1077-01 «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов» (гл. 8 «Требования безопасности при предпосевной обработке семян, их хранении, транспортировке и высеве»).


Согласно п. 3 ст. 13. Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).

Согласно ст. 42. Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

  1. использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  2. сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
  3. осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;
  4. своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
  5. своевременно производить платежи за землю;
  6. соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  7. не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
  8. выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.


Статья 8 Федерального закона от 16.07.1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» обязывает:
  • осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;
  • соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
  • представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
  • содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
  • информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
  • выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми.


Основной причиной этого является отсутствие утвержденного проекта рекультивации таких земель. Согласно ч. 2 ст. 78 Земельного Кодекса РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, должно осуществляться при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.


Качество используемых сельхозтоваропроизводителями для посева семян должно соответствовать требованиям нормативных документов в области семеноводства, национальным стандартам ГОСТ Р 52325-2005 (Сортовые и посевные качества сельскохозяйственных растений) и ГОСТ Р 52171-2003 (Сортовые и посевные качества семян овощных, бахчевых культур, кормовых корнеплодов и кормовой капусты), как по посевным, так и по сортовым качествам. Кроме того, все приобретенные семена могут иметь сертификаты соответствия, полученные в порядке добровольной сертификации.


Проверки соблюдения земельного законодательства на земельных участках, принадлежащих физическим лицам, при осуществлении муниципального земельного контроля не подпадают под действие Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В случае, если физическое лицо передало свой земельный участок в пользование юридическому лицу либо предпринимателю, то проверка соблюдения земельного законодательства в отношении этих землепользователей может осуществляться только в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и на основании утвержденного прокуратурой плана.


В соответствии со ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Следовательно, Вы можете обратиться к главе Администрации района с предложением о заключении Соглашения по осуществлению муниципального земельного контроля и проведению проверок исполнения земельного законодательства Российской Федерации на территории муниципального образования сельсовета специалистами Администрации района.  В случае заключения такого соглашения Вам необходимо контролировать исполнение плана проверок уполномоченным Вами органом.


Территория Курганской области не является карантинной фитосанитарной зоной в отношении севооборотов по выращиванию зерновых, зернобобовых и технических культур в связи с чем, вывоз и перевозка данной подкарантинной продукции в другие регионы Российской Федерации может осуществляться без карантинного сертификата, за исключением поставок наземными видами транспорта в Калининградскую область.


В случае выявление в лесоматериалах карантинных объектов, отгружаемой за пределы Российской Федерации Согласно ч.5 ст.15 Федерального Закона от 21.07.2014 № 206 «О карантине растений» в отношении подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, по выбору собственника применяется одна из следующих карантинных фитосанитарных мер: 1) карантинное фитосанитарное обеззараживание; 2) переработка подкарантинной продукции способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, в том числе посредством производства из нее продукции, не относящейся к подкарантинной продукции; 3) уничтожение подкарантинной продукции. В случае выявление в лесоматериалах карантинных объектов, отгружаемой за пределы Российской Федерации, Управление Россельхознадзора по Курганской области откажет Вам в выдаче фитосанитарного сертификата, а также выдаст предписание о проведении одной из выше перечисленных карантинных фитосанитарных мер, что повлечет дополнительные материальные и финансовые затраты.


В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального Закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. «О карантине растений», работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, до 1 января 2018 года. С 1 января 2018 года работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию в соответствии с частью 1 статьи 27 проводятся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения соответствующих работ. Согласно ч. 3 гл.2 Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации №414 от 29.08.2008г. «Об организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинной продукции методом газации и работ по их дегазации» работы по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и их дегазации при экспортно-импортных отношениях осуществляются юридическими лицами, находящимися в ведении Минсельхоза России и Россельхознадзора. На основании Приказа Россельхознадзора № 434 от 28.06.16 «О проведении подведомственными Россельхознадзору организациями работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию подкарантинной продукции и подкарантинных объектов», работы по обеззараживанию подкарантинной продукции и подкарантинных объектов на территории Курганской области проводит ФКП «Республиканский фумигационный отряд», ( г. Москва, Дмитровское шоссе, д.81), у которого в г. Челябинска имеется обособленное подразделение. В соответствии с п. 23 ч. 2 гл. 3 Правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации , а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработки и использовании утвержденных Приказом Минсельхоза РФ №456 от 29.12.2010г. «Об утверждении Правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработки и использовании», складские помещения подлежат регулярному, не реже одного раза в год, профилактическому обеззараживанию методом газации.